По островам почтового Петербурга
Из аэропорта Пулково за полчаса можно доехать на такси до центра или на автобусе — до станции метро «Московская», а рядом с железнодорожными вокзалами есть входы в подземку.
Отправьте открытки с впечатлениями или короткой историей из разных точек маршрута. Адреса отделений почты — в подсказках.
День № 1
Новая Голландия
Отправим открытку с насыпного острова, расположенного между Мойкой и двумя каналами — Крюковым и Адмиралтейским.
Остров в дельте Невы, где хранили корабельные леса и инструменты для ремонта судов, после реставрации стал одним из главных центров притяжения для местных и туристов. Загляните в «Бутылку» — круглое здание бывшей тюрьмы для моряков. На первом этаже можно позавтракать, на втором — купить дизайнерскую одежду и игрушки ручной работы, виниловые пластинки и комиксы. Рядом — травяной сад, отличный фон для фотографий: здесь цветут тюльпаны и нарциссы, растут злаки и многолетники со всего мира. Ещё на острове играют в петанк и стритбол, занимаются йогой на открытом воздухе, смотрят классические фильмы в летнем кинотеатре. Расписание событий — на сайте. В конце прогулки зайдите в Инфоцентр, где продают марки и почтовые карточки с логотипом-чайкой. Отправьте их прямо с острова: синий ящик висит на фасаде Инфоцентра.
Короб для писем
В середине XIX века в Петербурге установили первый в России почтовый ящик. Поначалу на крышках рисовали белый конверт с красной сургучной печатью, чтобы назначение обитых железом коробок понимали даже неграмотные. Только в начале XX века вместо изображения на ящике появилась надпись, а сам он стал железным: предыдущая чугунная модель, сменившая деревянную, весила 40 килограммов — для защиты от воровства. Сегодня в городе установлено 719 современных почтовых ящиков.
Центральный музей связи имени А. С. Попова
Рассмотрим старинные и современные марки во дворце, принадлежавшем канцлеру Российской империи Александру Безбородко, где впоследствии по указу императора Николая I был размещён почтовый департамент.
В особняке XVIII века собраны интерактивные экспонаты, модели и макеты, которые показывают, как работают почта, телеграф, радио, спутниковая и мобильная связь. На экскурсиях можно побывать внутри телевизора, расшифровать запись на морзянке, передать сообщение по радиоволне и даже отправить что-нибудь пневмопочтой. Также в музее хранится государственная коллекция знаков почтовой оплаты: редкие марки, эскизы и проекты к ним. Купить современные марки и открытки с видами города можно в салоне «Коллекционер» в здании музея.
Почтовый квартал
Организовать управление империей из Петербурга без почты было невозможно. Поручения и царские указы из новой столицы отправляли с ямщиками и нарочными, а во внутреннем дворе главпочтамта на Адмиралтейском острове стояли служебные повозки и лошади, готовые тронуться в путь. Отсюда вели отсчёт тракты, расходившиеся по всей стране. Скоро здесь начнут обустраивать Почтовый квартал — общественное пространство с фудкортами, концертными площадками и галереями. При этом район сохранит свою историческую функцию, о которой напоминают названные в честь почты улица, переулок и цепной мост через Мойку.
Бертгольд-центр
Посмотрим на городские крыши с видовой площадки бывшей словолитни-типографии.
Арт-кластер на Казанском острове (ул. Гражданская, 13–15) расположен в традиционном дворе-колодце, вход — через неприметную арку. Внутри работают кафе и магазины со скейтбордами, украшениями и книгами по искусству. Резиденты центра проводят мастер-классы по гончарному делу и брейк-дансу, устраивают благотворительные фестивали и маркеты. Купите оригинальные открытки в магазине подарков «Энди» сразу при входе в центр, сфотографируйтесь на фоне огромного зонтика, символа пасмурной невской погоды, и поднимитесь на бесплатную смотровую площадку, расписанную Покрасом Лампасом. Сверху открывается вид на крыши Петербурга.
Воздушная почта
В 1890-х годах Санкт-Петербург был связан с Москвой необычным видом почты — голубиной связью. Её использовали для нужд военного ведомства, причём приписаны новые «сотрудники» были к воздухоплавательной команде. Для доставки отправлений использовали выносливых спортивных голубей: они могли летать днём и ночью, в любую погоду, даже при тумане и дожде, нередких в Петербурге. Сейчас в городе ещё сохранилось несколько голубятен, где держат таких птиц. Попробуйте разглядеть стаю в небе: она прекрасно ориентируется в пространстве и всегда возвращается к хозяину.
Севкабель Порт
Поужинаем с видом на Большую Неву и вантовый мост через Корабельный фарватер.
В тёплое время года от причалов «Зимняя канавка» и «Английская пристань» на теплоходе можно добраться до креативного пространства на Васильевском острове, главной точки притяжения Петербурга последних лет. В год здесь проходит больше 600 событий: концерты, спектакли, выставки, кинопоказы, ярмарки и гастрономические фестивали — афиша есть на сайте. Прогуляйтесь по набережной Финского залива: она соединяет «Севкабель Порт» с «Исткабелем», новой частью кластера. Зайдите в один из многочисленных ресторанчиков или баров — например, чтобы попробовать шаверму с креветками. На десерт возьмите пиццу с нутеллой или чешский трдельник и сходите на дегустацию в контрактную пивоварню. Оригинальные почтовые открытки для друзей ищите в магазинах-резидентах или на винтажных распродажах.
В центр можно вернуться по воде, а если не позволяет погода — доехать на троллейбусе № 10 или 11 до Невского проспекта или воспользоваться бесплатным автобусом-шаттлом до ближайшей станции метро «Приморская».
Морская связь
При Петре I для перевозки корреспонденции начали использовать морской и речной флот. Петербургский почтамт построил на Неве первую в мире почтовую пристань. С неё на парусных фрегатах «Святой Яков» и «Принц Александр», переоборудованных в пакетботы, везли корреспонденцию в российские порты на Балтике и за рубеж. Первым регулярным международным маршрутом стала линия между Кронштадтом и немецким Любеком.
День № 2
Царскосельская железная дорога
В начале дня прокатимся по первой «чугунке» России.
С самого красивого в Петербурге Витебского вокзала, расположенного на Безымянном острове, летом отправляется туристический ретропоезд с настоящим паровозом. Это первый вокзал в стиле модерн и первая общественная железная дорога в России. На момент постройки она была шестой в мире. По пути экскурсовод рассказывает об истории паровозостроения, а на станции Купчино всех пассажиров пересаживают на узкоколейную детскую дорогу, где школьники осваивают железнодорожные специальности. На конечной в Царском Селе можно зайти в локомотивное депо и посмотреть, как паровоз готовят к обратному пути: заправляют водой и пополняют запас дров. Забронировать экскурсию надо заранее. Если мест уже не будет, прокатитесь до Купчина на обычной электричке и перейдите на станцию детской железной дороги. Расписание поездов есть в группе соцсети «ВКонтакте».
Почта в поезде
В первый же год работы Царскосельской железной дороги по ней стали возить письма и посылки, присоединяя к составу специальный вагон. В нём ехали один-два сотрудника, чтобы сортировать почту во время движения. Они же разбирали срочные письма, которые пассажиры опускали в ящик на вагоне или на вокзалах. Сейчас, кроме отдельных почтовых вагонов, используют и целые почтово-багажные составы. А в 2022 году для грузов Почты России запустили контейнерный поезд по Транссибу.
Детский музей открытки
Посмотрим на полумиллионную коллекцию открыток со всего мира на Петроградском острове. Добираться удобнее на метро, от расположенной в 5 минутах ходьбы от вокзала «Звенигородской» — три станции.
Частную галерею на ул. Пионерской, 2, создал петербургский филокартист Виталий Третьяков. Музей начался с 17-тысячной коллекции, которую подарили одной из гатчинских школ, а сейчас в его фондах хранится больше 500 тысяч открыток. Экскурсии проводят школьники. Они же систематизируют новые карточки, подбирают экспонаты для выставок на разные темы — от плюшевых мишек Тедди до репродукций картин Марка Шагала. В магазине при музее можно купить интересные современные открытки и дубли коллекционных. Отправить их адресатам удобно с ул. Введенской, 10а, из отделения в здании Петроградского районного узла почтовой связи. Музей находится в пяти минутах от станции метро «Спортивная», по адресу ул. Пионерская, 2.
Цветные конверты
До марок для оплаты почтовых отправлений использовали конверты. Когда в Петербурге в 1830-х годах начала работать городская почта, к торговым лавкам, которые принимали письма, стали выстраиваться очереди. Снизить нагрузку на лавочников помогли предоплаченные штемпельные конверты. Они были разных цветов в зависимости от тарифа, а оплату подтверждал напечатанный государственный герб. Уже во второй половине XIX века стали использовать почтовые марки, а в начале XX века их продавали больше 300 миллионов штук в год.
Фондохранилище Эрмитажа
Увидим, где хранятся неизвестные публике шедевры главного музея страны. Ближайшая станция метро — «Старая Деревня».
В коллекции Эрмитажа почти 3 миллиона произведений искусства, но 70% не находятся в основной экспозиции. Их хранят и реставрируют в огромном музейном комплексе, куда можно попасть только с экскурсией. Помимо живописи, икон и скульптуры здесь есть галерея костюмов разных эпох, образцы старинной мебели со всех концов света, текстиль. В каретном сарае можно увидеть образцы сёдел и колясок вроде мальпостов, которые перевозили пассажиров и лёгкую почту, богато украшенный экипаж Екатерины II, многоместные императорские сани, дрожки, фаэтоны и другие транспортные средства прошлых веков. Одна из жемчужин коллекции — телеграфный аппарат фирмы «Сименс и Гальске» из кабинета Александра II в Зимнем дворце. Расписание экскурсий и контакты фондохранилища есть в соцсетях.
Письма по проводам
До появления телеграфа почтовые сообщения перевозили на повозках, санях, лодках, верхом или пешком. Исключением были железные дороги из Петербурга в Царское Село и Москву. Запуск последней, например, сократил срок доставки письма из города в город с четырёх до одних суток. К середине 1850-х годов телеграфные линии связали населённые пункты Центральной России, Крыма, Молдовы. Довольно быстро новинка стала популярной: только за 1856 год подданные империи отправили больше 133 тысяч телеграфных сообщений. По городу их доставляли почтальоны на бричках и велосипедах.
Центральный парк культуры и отдыха
Прогуляемся по зелёному району, который занимает целый Елагин остров в устье Невы. От фондохранилища к нему ведёт Липовая аллея и мост через Большую Невку.
Огромная природная зона, со всех сторон окружённая водой, с пешеходными дорожками и ротондами, теннисными кортами, прокатом лодок и катамаранов на прудах. Захватите орехи и семечки для белок — они здесь совсем ручные. Если успеете, зайдите в Елагиноостровский дворец, построенный знаменитым архитектором Карлом Росси, или Музей художественного стекла в оранжерее при дворце. На занятии в стеклодувной мастерской можно сделать бусы, бокал или блюдце. Попробуйте знаменитые пышки в одном из уличных кафе и дойдите до Западной стрелки. С неё открывается эффектный вид на Финский залив, «Газпром Арену», домашний стадион футбольного клуба «Зенит» и самый высокий небоскрёб Европы «Лахта-центр».
Каменный остров
Поищем черты северного модерна в особняках, в одном из которых жила семья Пушкиных.
Элитный дачный посёлок в центре Петербурга разросся в эпоху Николая II. Сейчас здания переданы частным владельцам и спрятаны за заборами, но некоторые всё ещё можно увидеть во время пешей прогулки, водной экскурсии на сапборде или каяке. Среди них — дача Гаусвальд, построенная для жены зажиточного булочника: дом снимали в советском фильме о Шерлоке Холмсе, здесь жила Ирэн Адлер. Или особняк Фолленвейдера: из-за крыши конической формы его называют «сахарной головой». Один из домов на Каменном острове у чиновника Почтового департамента снимал для своей семьи Александр Пушкин. Закончить прогулку можно в уединённом парке «Тихий Отдых», засаженном старыми липами, дубами, клёнами и берёзами.
Вернуться в центр удобно на автобусе № 46: он идёт с Каменноостровского проспекта к Летнему саду. В 15 минутах ходьбы по набережной Фонтанки — флагманское круглосуточное отделение почты (Невский просп., 70), которое работает под индексом закрытого на реставрацию главпочтамта. Даже ночью отсюда можно отправить открытки или сувениры из поездки.
Почтальон или письмоносец?
В 1830-х годах Петербург разделили на 21 округ, каждый обслуживало своё отделение внутригородской почты. Её сотрудников называли письмоносцами, а не почтальонами, хотя они также доставляли газеты и журналы. Три-четыре письмоносца, которых набирали из «свободных, грамотных и благонадёжных людей», шесть раз в день забирали корреспонденцию из почтовых ящиков. Принести отправления адресатам они должны были не позже, чем через четыре часа после выемки.
Читайте другие гиды и планируйте следующие путешествия Скачать гид