
Поездами и караванами: путешествие байкальской почты







Из аэропорта Иркутска поезжайте в гостиницу — стоит отдохнуть, завтра насыщенный день
Отправьте открытки с впечатлениями или короткой историей из разных точек маршрута. Адреса отделений почты — в подсказках.
День № 1
Памятник Александру III
Начнём прогулку с набережной Ангары, где посмотрим на российского императора в непривычном образе казачьего атамана.
Царь был предводителем казачьего войска, поэтому скульптор изобразил его в шароварах и с папахой в руке. Памятник стоит недалеко от Управления Восточно-Сибирской железной дороги: Александр III принял решение о строительстве Транссибирской магистрали и из нескольких вариантов маршрута выбрал тот, в котором самая длинная железная дорога Европы проходит через Иркутск. Запуск поездов наладил связь со столицей: если раньше ямщики могли везти письма неделями, теперь они доставлялись в вагонах за несколько дней. Дорога изменила историю города и превратила его в крупнейший торговый центр за Уралом.
Макароны по-иркутски
Дореволюционные посылки отправлялись к адресату в чём придётся. Монеты — в узелках из платков, продукты — в холщовых мешках или газетах. Об этом упоминает иркутский писатель Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского». Главный герой — мальчик, который уехал в город, — получает от учительницы макароны в деревянном ящике и удивляется, потому что мать обычно отправляла ему еду в простом мешке.

Особняк купца Второва
Прогуляйтесь по улице Желябова, чтобы сфотографироваться у дворца в стиле псевдорусского барокко.
Один из самых необычных купеческих особняков в городе принадлежал иркутскому коммерсанту Александру Второву. В 1937 году его отдали под городской дворец пионеров. В перерывах между шахматами и рисованием школьники искали клады — по легенде, купец спрятал в одном из подвалов сундук с драгоценностями. Сокровищ так и не обнаружили, но во время реконструкции строители нашли и замуровали подземный ход: узкий лаз вёл к хозяйственным постройкам во дворе.
Подпольные филателисты
В 1920-е годы в Иркутске появились первые кружки филателистов, но коллекционеры подверглись преследованиям НКВД. Несколько десятилетий их собрания были под запретом — комиссары опасались внимания к «нежелательным» маркам с военными командирами, которых тогда объявили врагами народа. Расцвет почтового коллекционирования пришёлся на период оттепели, официально Иркутский клуб филателистов появился только в 1960-х.

Иркутская слобода
На входе стоит статуя «бабра» — тигра с бобриным хвостом, который изображён на гербе Иркутска.
«Бабр» появился благодаря историческому каламбуру. Изначально символом Иркутска был тигр — «бабыыр» на языке саха. Русские упростили его до «бабр», а сотрудники геральдического ведомства в Москве решили, что речь идёт о бобре. В результате на иркутском гербе появился тигр с бобриным хвостом и перепончатыми лапами. Он стоит на входе в Иркутскую слободу — туристический квартал с сувенирными лавками, кафе, отелями и небольшими музеями. Экскурсия займёт полчаса, а остаток дня можно потратить на прогулку по туристическому маршруту, который обозначен зелёной линией на асфальте. Его удобно начать с любой точки, ближайшая к вам — напротив статуи «бабра». Переночуйте в одном из отелей на территории квартала, а утром отправляйтесь на автовокзал, до него 15 минут на автобусе.

День № 2
Музей «Тальцы»
Едем в сторону Байкала, по пути посмотрим на старинные здания, привезённые из разных районов Иркутской области.
В музее под открытым небом можно увидеть эвенкийское стойбище, бурятский улус, а также фрагменты настоящего Илимского острога XVII века. На территории построено несколько изб, внутри быт сибирских крестьян воссоздан до мельчайших деталей: на стенах висят фотографии, в посудных шкафах стоят глиняные тарелки и кувшины. В «Тальцах» есть старинный фельдшерский пункт и полицейский участок, церковно-приходская школа и усадьба казака.
Совсем недавно на территории музея появилось здание Малиновской почтовой станции 1877 года. Здесь можно увидеть станционный дом, выполнявший функции постоялого двора и жилья для служителя почты, флигель для ямщиков, амбар и навес для лошадей. На улице, где расположена станция, в настоящий момент ещё ведутся работы — официальное открытие нового квартала запланировано на 2023 год. Но если вы попросите сотрудников музея, они смогут провести тематическую экскурсию и подробно рассказать о том, как были устроены почтовые станции в XIX веке.

Байкальский музей
Зайдём посмотреть на нерп. Эти пресноводные тюлени — один из символов озера.
В девяти аквариумах живут те, кого больше не увидишь нигде в живой природе: омули, гигантские рачки амфиподы и единственное млекопитающее озера — нерпа. На сайте музея можно посмотреть прямую трансляцию с лежбища этих байкальских тюленей. Главный аттракцион — виртуальное погружение на дно Байкала: реальное видео, снятое глубоководными аппаратами, демонстрируют на плазменных экранах в форме иллюминаторов. Параллельно экскурсовод рассказывает о том, что происходит на экране. Ещё в музее можно разглядеть в микроскоп байкальских насекомых и инфузорий и даже сделать о них небольшой фильм.

Листвянка
Попробуем главный байкальский деликатес в посёлке на берегу озера.
Посёлок Листвянка — одно из старейших поселений на Байкале — зажат между озером и Приморским хребтом. Когда-то здесь не было ничего, кроме избы и почтовой станции, за которой числилось 16 лошадей. Из Листвянки московский тракт уходил в сторону бурятского города Кяхта и дальше в сторону Китая. Сегодня сюда приезжают тысячи туристов, чтобы погулять по байкальским предгорьям и зайти на рыбный рынок. Стоит попробовать здесь сугудай — традиционный бурятский деликатес из сырой рыбы, его готовят из сига или омуля.
Переночевать лучше в одном из отелей Листвянки — маршрут следующего дня начинается в порту.

День № 3
Шаман-камень
Узнаем древние бурятские легенды и переправимся на пароме в Порт Байкал.
Буряты верили, что на неприметной скале, которая поднимается из воды в устье Ангары, обитает хозяин реки. Здесь оставляли преступников, и если за ночь их не смывало водой, они считались невиновными. По ещё одной легенде, скалу бросил отец Байкал вслед дочери Ангаре, когда она пыталась сбежать из дома к своему возлюбленному Енисею. После строительства ГЭС над поверхностью воды выступает только небольшая часть камня, но он всё равно признан памятником природы и популярен у туристов.

Кругобайкальская железная дорога
Прокатимся на поезде по одной из самых красивых железных дорог в мире.
Южный берег озера очень скалистый. Чтобы проложить здесь участок Транссиба, строителям пришлось прорубить множество тоннелей, подпорных стен и виадуков. Сегодня эта железная дорога — одна из главных байкальских достопримечательностей. Здесь ходят экскурсионные поезда для туристов, некоторые составы оформлены в ретростиле. Маршрут рассчитан на целый день, в вагонах работает аудиогид, а в самых интересных точках можно выйти погулять. В посёлке Старая Ангасолка стоит посмотреть на каменный виадук длиной 86 метров, а в городе Слюдянка — сфотографироваться на фоне здания вокзала: оно целиком построено из белого и розового нешлифованного мрамора — в мире таких больше нет.
На этом же поезде возвращайтесь в Иркутск, он прибудет на городской вокзал поздним вечером.


Читайте другие гиды и планируйте следующие путешествия Скачать гид